Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

С ходу неподготовленному зрителю сложно погрузиться в аниме: слишком сильны стереотипы о школьницах в мини-юбках, роботах и прочих образах на любителя. Однако вы, возможно, многое теряете, если отказываетесь от просмотра сериалов, которые уже добрались до площадок известных онлайн-кинотеатров.

Креативный продюсер программы «The City. Говорим» Григорий Туманов представляет вам субъективную подборку картин, с помощью которых вы сможете составить свое представление о современной японской культуре.

«Акира» (1988), режиссер Кацухиро Отомо

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Фото: Akira Committee Company Ltd.

Это чрезвычайно красивый полнометражный фильм, наполненный страхами перед технологической катастрофой, наукой на службе нечистоплотного государства и многими другими актуальными высказываниями. Именно с «Акиры» началась экспансия японской анимации на Запад и в Европу, это произведение сегодня цитируют и вдохновляются самые разные авторы: от разработчиков игры Cyberpunk 2077 до создателей фильма «Первому игроку приготовиться». С него проще всего начинать смотреть более серьезное аниме, чем сказки о Тоторо, да и эстетика неоновых вывесок на небоскребах и формата hi-tech, low-life (высокие технологии, низкий уровень жизни. – Прим. ред.) сейчас в моде.


«Ковбой Бибоп» (1998), режиссер Синъитиро Ватанабэ

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Фото: Bandai Visual Co. Ltd.

Если вам пришелся по душе сериал «Мандалорец» и жанр космического вестерна, в котором обаятельные проходимцы преследуют друг друга на звездолетах и вступают в конфликты с инопланетянами-контрабандистами, то этот сериал вам точно подойдет. Эстетика здесь, впрочем, немного другая – напоминающая наряду с космическим вестерном о полицейских боевиках, нуаре и 1960-х: два охотника за головами, одетых в пижонские костюмы, Спайк Шпигель и Джет Блэк, бороздят на космическом корабле «Бибоп» просторы Вселенной и охотятся на различных негодяев, а еще много курят, выпивают и слушают музыку. Название музыкального жанра бибоп не зря вынесено в название – прифанкованный джазовый саундтрек композитора Ёко Канно вы после этого захотите купить на виниле.


«Афросамурай» (2007), режиссер Фуминори Кидзаки

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Фото: Fuji Television Network Inc.

Компактный по хронометражу (всего пять серий) фильм о боевых искусствах. Есть легенда о двух повязках: номер один и номер два. Обладатель первой неуязвим, а на обладателя второй нападает каждый, его жизнь преисполнена сражений и страданий. Заполучить повязку номер один можно, лишь поносив вторую. Проклятая повязка становится для Афро (да, это темнокожий самурай с классической объемной афропрической, да еще озвученный Сэмуэлом Л. Джексоном) причиной потери отца, поэтому под треки The Black Knights и Талиба Квели он отправляется мстить. Стильная картинка, аллюзии на классические самурайские боевики, ассоциации с джармушевским «Псом-призраком» – идеальный баланс.


«Монстр» (2004–2010), режиссер Наоки Урасава

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Фото: Mad House Ltd.

Сериал может отпугнуть своей продолжительностью (свыше 70 серий), но точно очарует тех, кто любит идеально скроенные психологические триллеры. Завязка интригует сама по себе: Германия, перспективный нейрохирург спасает от гибели маленького мальчика из простой семьи, предпочитая его высокопоставленному взрослому. Спустя годы спасенный мальчик вырастает и становится хладнокровным убийцей, а нейрохирург идет по его следу, пытаясь понять, какова его ответственность за все происходящее.


«Кастлвания» (2017–2020), режиссер Уоррен Эллис

Субъективный гид по аниме: знакомимся с японской анимацией без Миядзаки и «Евангелиона»

Фото: Netflix

Сериал, целиком снятый по заказу Netflix в аниме-эстетике, но с западным подходом к драматургии. Он основан на одноименной видеоигре о династии борцов со злом, вооруженных кнутами, которые на протяжении вечности противостоят графу Дракуле. В случае со стримингом чувствуется рука западных мастеров: в три сезона уместятся и истории о принятии себя, и камерный триллер, и детектив, и идеально поставленные боевые сцены. О заигрывании с японской стилистикой напоминает картинка, метод рисовки, так что европейскому неподготовленному зрителю будет комфортно.

Текст: Григорий Туманов

Все самое интересное — у нас в Telegram

Подписаться